Сказка в ДОУ
Актуальность проекта
Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет эмоционально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование художественной культуры и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.
Тема «Сказка в ДОУ» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия, постижения выразительного смысла языка дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.
Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Музыкальная сказка полностью отвечает этому требованию. Она:
- развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций;
- развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки;
- дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке;
- развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировании сказок;
- дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме, и настойчиво ждут продолжения.
Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в театральной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий.
Основные противоречия
- между потребностями детей в чистой, доброй и волшебной музыкальной сказке и содержанием современной детской музыкальной индустрии;
- между требованиями к уровню музыкально-эстетического воспитания дошкольников и программно-методическими средствами, обеспечивающими заданный уровень подготовки;
- между необходимостью активно использовать современные методики и технологии в процессе художественно- эстетического воспитания детей в ДОУ и уровнем готовности дошкольников к данному виду деятельности;
- между уровнем современных подходов к проблеме художественно-эстетического воспитания детей и его отражением в традиционной программе;
- между уровнем современных средств ТСО и слабой материально – технической базой ДОУ.
Гипотеза проекта
Если создать благоприятные условия для использования сказки в повседневной деятельности, то возможно развитие творческого потенциала дошкольников увлекательной игровой формой и интересным сюжетом сказки:
- развить более глубокое эмоциональное восприятие художественных произведений;
- выработать более совершенные умения и навыки исполнительства;
- расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).
Цель проекта
Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала детей в различных видах деятельности на основе внедрения темы «Сказка в ДОУ».
Задачи проектной деятельности
- Теоретически обосновать тему «Сказка в ДОУ», как способ ознакомления с народными художественными произведениями, развития представлений детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения;
- приобрести практические знания и умения по внедрению данной темы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, выявить стиль взаимодействия с детьми «внутри» темы «Сказка в ДОУ»;
- проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста;
- разработать модель организации работы по теме «Сказка в ДОУ в образовательном процессе ДОУ для детей 5-7лет.
Предполагаемые результаты
- Сформированность эмоционально-оценочного отношения к сказке.
- Развитое образное мышление и творческое воображение.
- Повышенный уровень интереса к различным формам театральной деятельности.
- Получение первого опыта самооценки.
- Творческое самовыражение воспитанников.
Предмет исследования
педагогические условия, необходимые для эффективного использования темы «Сказка в ДОУ» для развития потенциальных творческих возможностей детей старшей - подготовительной группы
Основные методы проекта
- Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, музыкальной литературы и нормативных документов по проблеме.
- Моделирование и проектирование работы по теме «Сказка в ДОУ».
- Наблюдение, сравнение, обобщение, анкетирование родителей, качественный и количественный анализ творческих способностей детей.
Этапы реализации проекта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание деятельности:
-игровая форма обучения;
-театральная деятельность;
-музыкальные занятия разных видов;
-самостоятельная музыкальная деятельность;
-праздники и развлечения;
-подбор разнообразных музыкальных инструментов
Диагностическая основа:
-исходная диагностика;
-промежуточная;
-итоговая
Обеспечение проектной деятельности
1. Методическое.
- С.И. Мерзлякова «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).
- Н.А. Сорокина «Театр, творчество, дети».
- А.И. Буренина «Ритмическая мозаика».
- Журналы «Музыкальный руководитель»: № 1,3,4,5 – 2004 г., № 1,4,6 – 2005 г., № 4,5 2006, № 1 – 2007.
- О.П. Радынова. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.
- О.П. Радынова. А.И. Катинене. М.Л. Палавандишвили. Музыкальное воспитание дошкольников. - М. 1999 г.
2. Материально-техническое.
- Театральная студия с оборудованной костюмерной;
- Декорации, атрибуты;
- DVD проигрыватель ;
- Диски с музыкальными сказками;
- Музыкальный центр;
- Комплект из семи аудио кассет «Музыкальные шедевры».О.П.Радынова Слушаем музыку, танцуем и играем. – М. 2004 г.
- Комплект из трех аудио кассет и дидактического альбома к программе «Музыкальные шедевры». О.П. Радынова. Беседы о музыкальных инструментах