Муравей и его друзья
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим: «Муравей и его друзья» (старший дошкольный возраст
Автор: воспитатель МДОУ №1 Пилипец Т.А.
Программное содержание:
- Обобщить и систематизировать знания детей о насекомых.
- Развивать творческое воображение и мышление детей.
- Воспитывать у детей желание заботиться о природе, закрепить правила поведения детей в лесу.
Материал к занятию: Модель муравья, аудиозапись «Голоса птиц», картинки из серии «Насекомые», игрушки (паук, жук, муравей), разрезные картинки «муравей», набор веточек для изготовления муравейника, муравейник.
Методы и приемы: методы ТРИЗ,наглядные, словесные, практические: объяснение, показ, рассказывание, игры и игровые упражнения.
Тип занятия: познавательно-развивающий
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель:Здравствуйте, ребята!Я рада видеть вас в вашем детском саду. Сегодня нас ждут волшебные истории, увлекательные игры и еще много чего интересного. Мне хотелось бы, чтобы у вас все получилось, и целый день было хорошее настроение, а для этого – дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! Вот и познакомились.
2. Основная часть. Воспитатель: Расскажу я вам, ребята, интересную историю. Однажды, гуляя в лесу, я увидела муравейник. Остановилась и стала наблюдать за муравьями. Очень мне понравился один муравьишка, который забрался на вершину муравейника. Вдруг подул сильный ветер, он сорвал муравьишку и куда-то унес. Я очень расстроилась. Хотите посмотреть, каким он был?
Дети: Хотим.
Я успела его зарисовать. Где же мои рисунки? (достает из корзинки). Вот рисунок, а у меня есть еще, ой, что это случилось с ними?
Дети: перепутались
Воспитатель: Перепутались части рисунков, но не беда, мы сейчас их соберем. Пройдите к столам.
Дидактическая игра “Собери картинку из частей”
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Кто это у меня в корзинке шевелится? (заглядывает в корзинку) Ребята, так это тот самый муравьишка! Видимо его ветром занесло в мою корзинку. Что же делать, ведь муравьи живут только в своем доме. А вы знаете, где живут муравьи?
Дети: В лесу. В домике.
Воспитатель: Муравьи живут в муравейнике: большой и дружной семьей. Муравейник – это просторный и удобный дом. Муравьи всегда живут только в своем доме. Наш муравьишка очень расстроился, что очутился так далеко от него. Хотите помочь муравью вернутся в его дом и понаблюдать за его путешествием?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Муравьишка сказал мне, что дорога к его лесному домику - муравейнику проходит через речку, лужайку. Но прежде, чем отправиться в путешествие вспомните, как нужно вести себя в природе.
Дети: не шуметь, не сорить, не ломать кусты, не рвать цветы.
Воспитатель: Отправимся в путь! А муравья понесем по очереди в корзинке, чтобы его не поранить. (Под музыку весело шагаем к речке).
Воспитатель: А вот и речка. Как же нам перебраться на другой берег?
Дети: Переплыть.
Воспитатель: Но муравьишка не умеет плавать, как мы. Как же его переправить?
Дети: С помощью лодки, переплыть с муравьем на спине.
Воспитатель: Ребята, не беспокойтесь, я хорошо плаваю и, поэтому поплыву с муравьишкой в руке.
3.Физкультминутка
Дети имитируют, как они переплывают через речку.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно:
Все как один — плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой,
Отведем муравьишку домой!
Воспитатель: А вот и лужайка. На ней красивые цветы. Поиграем с ромашками.
Пальчиковая игра «Ромашка»
Вот ромашка – краса, а в ромашке роса.
Из этой чашки, из этой ромашки
Будут пить росу букашки.
Божья коровка приползла
Водички попила.
Приполз муравей
И ты попей.
Кузнечик скок-поскок
И тебе глоток.
Майский жук прилетал
Всю водичку расплескал. (для каждой руки)
4. Воспитатель: Ребята, давайте присядем на бревнышки, отдохнем, оглядимся вокруг, как хорошо на лесной лужайке.(слайд)
Угадайте, кого можно увидеть на лужайке? (Дети перечисляют, затем отгадывают загадки, слайды.) А для вас я приготовила загадки и необыкновенные отгадки.
Загадки
Шевелились у цветка -
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)
Имя взял у кузнеца,
Цвет — у огурца,
Крылья — у морошки,
Ножки — у блошки. (Кузнечик.)
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи,
Летит — стрекочет. (Стрекоза.)
Чернокожий карапуз,
Не по росту тянет груз. (Муравей.)
Разбойник садовый,
Поясок медовый. (Шмель.)
Воспитатель: Муравей, кузнечик, бабочка, стрекоза и шмель – кто это? Назовите одним словом.
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками, тело разделено на несколько частей. Вот откуда появилось понятие «насекомые» - от слова «насекать». Насекомых на нашей планете очень много. Появились они 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на земле. (слайд с мнемотаблицей) У насекомых три части тела, 6 ног. Цикл развития включает: яйцо, куколка, гусеница, взрослое насекомое. Обитают насекомые не только на земле, но и в воздухе и на воде. Вы запомнили, от какого слова появилось понятие «насекомые»?
Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать: “Трудолюбив, как пчела”.
Дидактическая игра “Хорошо - плохо”
Воспитатель: Как вы думаете:
Пчела – это хорошо или плохо- давайте подумаем:
Пчела приносит мед – это хорошо
Если пчела укусит – это плохо (почему?)
Пчела опыляет цветы – это хорошо,
Много пчел громко жужжат – это плохо (шумно становится, страшно)
Прячет свой мед от других: зверей, людей – это плохо
Пчела трудится с восхода до заката солнца – это хорошо.
Вот мы с вами и разобрались, что хорошо, а что плохо.
Воспитатель: Ребята, мы проделали большой путь: переплыли речку, пришли на лужайку, но так и не нашли муравейник.
Вот высоко летит божья коровка. Попробуйте ее поймать, только осторожно, не повредите. (Дети подпрыгивают, ловят.)
Игра “Поймай божью коровку”
Воспитатель: Божья коровка, не знаешь ли ты, где дом нашего муравья? Она сказала, что знает и выручит нас, только прежде объясните ей, чем похожи и чем отличаются: стрекоза и вертолет; бабочка и воздушный шарик.
Дети: Стрекоза и вертолет летают, стрекоза насекомое, самолет – транспорт. Бабочка и воздушный шарик летают, бабочка живая, воздушный шарик неживой.
Воспитатель: Ребята посмотрите, а вот и муравейник, только его кто-то сломал! Как вы думаете кто?
Дети: Звери, люди.
Воспитатель: Отремонтируем домик для муравьишки и его друзей?!
Дети складывают палочки и строят домик.
Воспитатель: А чтобы такого больше не случилось нам нужно поставить охрану возле домика. А кого поставим для охраны? (ответы)
Воспитатель: Предлагаю вам придумать фантастическое насекомое-охранника.(слайд со всеми насекомыми) Посмотрите на экран. Какие части от других насекомых мы возьмем?
Жало от осы, большие глаза от стрекозы, крылья от бабочки, ноги от кузнечика, рога от жука, туловище от пчелы или шмеля.
Воспитатель: Вот какое сказочное животное у нас получилось. Теперь муравейник под надежной охраной и никакие животные не смогут его разорить, мы можем спокойно вернуться домой.
Итог занятия.
Воспитатель: А прежде, чем отправиться в путь, скажите: от какого слова произошло понятие «насекомые»?
Может ли муравей жить вне муравейника или в чужом муравейнике?
Воспитатель читает стихотворение про муравья:
Муравью нельзя лениться,
Муравей живет трудом:
И жука, и гусеницу -
Тащит в свой подземный дом.
Муравей благодарит вас за помощь и дарит вам игрушки «насекомые».