Консультация для родителей.
Творчество по природе своей основано на желании, сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовал, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству и, конечно, к прекрасному, в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая деятельность ребенка к миру, оценка прекрасного.
Вот такое творческое начало и воспитывает в человеке искусство, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Все дети, особенно младшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и стихи и т. д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времен, но, самое главное независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в творческой деятельности. В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенным ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, сочиняет стихи, в которых корявые рифмы. Рисует картинки, на которых изображены фантастические существа, танцует, не попадая в такт музыке, смешно координируя свое тело… Не вздумайте посмеяться над этим проявлением творчества, это будет большой педагогической ошибкой. Ведь за всеми этими наивностями нескладностями и корявостями кроются искрение, и поэтому, самые истинны творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и не сформировавшихся еще мыслей. Он может быть никогда не станет ни художником, ни поэтом, ни танцором, но возможно станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим. Вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.
Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот факт, что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась сначала искусством, а уж затем, через много лет, решалась наукой и техникой.
Разговор о воспитании в человеке творческого начала ведет нас к очень важной и актуальной в наших условиях проблеме: о различии между специалистом-творцом и специалистом-ремесленником. Эта проблема тесным образом связана с проблемами эстетического воспитания. Подлинный специалист-творец отличается от рядового специалиста-ремесленника тем, что стремиться создать что-то сверх того, что ему по инструкции положено создавать. Ремесленник же удовлетворяется тем, что ему положено – «отсюда и досюда». К большему, и к лучшему он никогда не стремиться и не хочет обременять себя подобными стремлениями. Его нельзя обвинить в плохой работе – ведь он делает все, что ему положено, и может быть, даже хорошо делает. Но такое, в общем-то, формальное отношение к своему труду, в какой бы области он не работал, не только не двигает жизнь вперед, но даже служит тормозом, потому что по отношении к жизни стоять на месте нельзя. Наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого отношения к своему труду и становится тем водоразделом, который проходит между специалистом-творцом и специалистом-ремесленником. Это необходимо подчеркнуть со всей ясностью, ибо иногда приходится слышать более чем странное мнение, что существуют профессии «творческие» и «не творческие», нет такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало.
Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в школе – развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно не проявлялось – в математике или в музыке, в физике или в танцах… Ведь там где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени, и, одновременно повышается результат. Вот почему не правы те, кто стремиться сократить предметы эстетического цикла, ссылаясь на всевозможные причины. Они не понимают, от какого доброго, щедрого, верного помощника они тем самым отказываются.
Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность – это комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной и социальной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством. Ему необходима постоянная активность фантазии. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы – все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.
Одаренные дети требуют особого внимания. Однако это не исключает необходимости развивать воображение и творческую деятельность у всех, без исключения, детей. И чем раньше это начать, тем больших результатов можно достичь.
Детство – неповторимая по своим возможностям пора развития. Об этих возрастных условиях роста способностей и нужно сказать, прежде всего, а именно о том важном компоненте, как сила нервной системы (о ней судят по способности выдержать интенсивную или длительную нагрузку на нервную систему). Детей отличает (и чем младше ребенок, тем в большей степени) относительная слабость, малая выносливость, истощенность нервной системы. Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость не только недостаток, но и достоинство. Именно она обуславливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами нервная система крепнет и вместе с тем снижается детская непосредственная восприимчивость. С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и ограничение, а то и утрата некоторых ценных особенностей детской психики. Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому, что в отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные внутренние условия для развития психики, на каких то главных для этой поры жизни направлениях. А значит, происходит, и подъем соответствующих этим «направлениям» способностей.
Музыка и танец неразрывно связаны друг с другом. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Как известно, музыка является ритмической основой любого танца, но далеко не ритмом ограничивается ее роль. Если бы это было так, то танцевали бы только под счет и удары. Музыка создает эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органична для природы человека. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное. То есть обусловленное той или иной хореографической формой, организованной во времени и пространстве. Умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринужденно двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от ее красоты – всему этому учит танец.
Для развития творческих способностей на уроке хореографии, музыке отводится очень большое место. С первых уроков детям надо предоставлять возможность самостоятельно отвечать на музыку движением. Если сразу не пробудить любовь и стремление к самостоятельному творческому движению, то позднее сделать это будет весьма трудно.
Обычно музыка вызывает у детей яркую двигательную реакцию, но большинство из них не умеют или не решаются выявлять ее в движениях. Расторможенные, они начинают естественно и непосредственно двигаться (бегать, прыгать, покачиваться, двигать руками и т. п.). Такие движения отражают лишь общий характер музыки, но они усиливают ее эмоциональное воздействие.
Постепенно творческие умения, которые дети приобретают, осваивая упражнения, развивают и обогащают их двигательную реакцию: дети начинают отвечать на музыку движениями, более точно, и детализировано передающими их индивидуальное восприятие.
Готовясь к занятию, мы тщательно подбираем музыку для прослушивания. Эту музыку мы предлагаем ребятам станцевать, передав танцевальными движениями характер, темп музыкального произведения. Иногда просто после прослушивания того или иного отрывка, спрашиваем у детей их ассоциации от услышанной музыки. И очень интересно слушать их ответы. В одном и том же музыкальном фрагменте дети видят и какого-то персонажа, и определенное настроение, и какие-то чувства, явление природы… .Самое главное в это время «не спугнуть» их открытость. На этом этапе работы не рекомендуется отмечать более успешных, иначе все дети начинают перенимать их движения, желая, что бы их тоже похвалили, боясь открыться и ошибиться. Очень часто на уроках мы используем и такой метод: делим ребят на две группы одна группа – исполнители, а другая – зрители. Для исполнителей дается задание, например: Под звучащую музыку, ребята должны представить себе летний день, луг и себя на этом лугу. Кем только они себя не представляют, все зависит от их фантазии, и цветочек, и бабочка, и муравей, несущий соломинку, кто-то видит себя, идущего по лугу и собирающего цветы, ловящего бабочек и т. д. А вторая группа, которая сидит и смотри, должна догадаться, что они изображают. Затем подгруппы меняются, но и задание меняется тоже, теперь это подводный мир или гладь лесного озера.
Работая над техническим совершенствованием движения использую всевозможные образы, как-то: «пяточки дружат, а носочки поругались» (1 позиция ног). При постановке корпуса предлагаю им «поставить» стакан с водой себе на голову, и делать все движения, стараясь «не уронить» стакан и «не расплескать» воду. При объяснении позиции рук, сравниваю их с бутоном тюльпана, как он тянется к солнышку, как открывает свои лепестки, расслабление и напряжение мышц – тряпичные и деревянные куклы и т. д. и т. п. Или, исходя от обратного: показываю движение и спрашиваю на что это похоже – и нет предела детской фантазии. Очень много в своей работе использую танцевальных этюдов для отработки тех или иных движений: при отработки прыжков соте – этюд «комарики», при проучивании присядок – этюд «мячики», для отработки движения по развитию подвижности бедра – этюд «прачки» и т. д. К тому же провожу своеобразные уроки актерского мастерства.
С возрастом задания усложняются. Выучив несколько новых движений, ребятам дается задание составить комбинацию в том или ином характере. Очень нравится, оживлять картинки, придумывать небольшие этюды на заданную тему или на заданную музыку на основе пройденного материала. Очень приятно видеть результаты этой работы в детских постановках, которые они делают для себя в театральной студии, на классных праздниках и школьных вечерах. Самые красивые постановки мы показываем на школьном конкурсе художественной самодеятельности.
Большое место в развитии творческих способностей отводится на работу над танцевальным образом. Любой танец – бальный, эстрадный, народный - эмоционально окрашен. В любом танце утверждаются определенные черты характера, определенные отношения между танцующими. Поэтическая задумчивость одного танца сменяется необузданной веселостью другого и сдержанностью и величавостью третьего и т. п. Представление о танцевальном образе складывается постепенно. Обычно работа над танцевальным образом начинается со слушания музыки. Это помогает яснее представить характер образа, стиль танца. Рассказ педагога о танце, о быте и нравах, обычаях того народа, чей танец разучивается, анализ того, какое они нашли отражение в танце, основные сведения об эпохе, в которую возник этот танец, знакомство с отличительными особенностями костюма, правилами этикета того времени. Знание этого расширяют и обогащают кругозор детей, дополняют образ, созданный музыкой.
В своих постановках и этюдах для развития творческого мышления и создания образа, очень часто использую атрибутику (трости, платочки, шляпки, Корзиночки, подушечки, свечи, фонарики и т. д.).
Венцом нашей работы с ребятами является наша концертная деятельность. Именно на сцене ребята показывают результаты нашего общего с ними труда. Выступаем мы очень много. Ребятам это нравится. Участвуем в городских и областных конкурсах танцевальных коллективов. Являемся лауреатами и дипломантами этих конкурсов.